Мошенник в профиль (или психологический профиль мошенника)

Мошенник в профиль (или психологический профиль мошенника)


Специализированный авторский опросник, направленный на выявление людей, склонных к мошенничеству

Анализ ключевых параметров, по которым аферисты отличаются от законопослушных членов общества, позволил создать диагностический инструмент – проективный опросник, позволяющий с высокой степенью вероятности выявлять людей, склонных к мошенничеству.

Важно помнить, что опросник направлен не на подсчет противоправных деяний, совершенных данным человеком. Инструмент выявляет тенденцию, то есть высокую вероятность того, что если данного человека поставить в ситуацию искушения – он может совершить противоправное действие ради личной выгоды. Его моральные качества и психологические компетенции это позволяют.

Следующий важный момент, который необходимо учитывать - что важной частью личности «потенциального мошенника» являются социально - положительные качества, которые позволяют ему быть успешным: активность, артистизм, гибкость мыслительных процессов, креативность, развитые коммуникативные качества и т.д. Потенциальные нарушители закона, как правило, хорошо работают в команде. Это значит, что если такого человека держать под контролем - он может стать прекрасным творческим работником, но не самым лучшим исполнителем. Таким образом, опросник выявляет не состоявшихся злодеев, а в определенной степени талантливых людей, с «повышенной реакцией на соблазны», которые требую особого внимания и высокой степени контроля со стороны руководства.

То есть, опасны не отдельные качества как таковые, а их сочетание, а точнее система. Например, выраженная асоциальность и аморальность человека без развитых коммуникативных качеств и определенной степени активности с меньшей вероятностью позволит человеку достичь успеха на поприще противоправных действий, чем аморальность и асоциальность в сочетании с креативностью и коммуникативным талантом.


Психологические качества людей, склонных к мошенничеству

Познавательные процессы

  1. Практический интеллект
    • искушенные, хорошо разбираются в житейских ситуациях («умные по жизни»)
    • умеют отбирать информацию, полезную для жизни
    • способны видеть и извлекать сиюминутную выгоду
    • склонны к конкретному ситуационному мышлению (предпочитают конкретику абстрактным знаниям)
    • уровень эрудиции подстраивается под социальную среду
    • снижена склонность к рефлексии, предпочитают действовать, а не раздумывать
  2. Гибкость
    • быстро ориентируются в новых условиях и информации
    • быстро реагируют на смену ситуации
    • способны гибко менять поведение в зависимости от внешних условий
  3. Интуитивно-эмоциональный склад мышления
    • обладают целостным восприятием ситуации, способности к аналитической деятельности и способность прогнозирования снижены
    • способны быстро строить выводы в ситуации недостатка информации ассоциативным путем
    • больше полагаются на интуицию, чем логические умозаключения

Моральные и личностные качества

  1. Активность
    • активные, целеустремленные, напористые, ориентированы на достижение, победу (высокая мотивация достижения)
    • уверенные в поведении, способные демонстрировать свою уверенность окружающим
    • полагаются на собственные силы и опыт, предпочитаю всегда сами контролировать ситуацию
    • устойчивы к стрессу, в ситуации противодействия их активность и уверенность в себе повышается
  2. Артистичность
    • умеют перевоплощаться, легко вживаются в различные социальные роли
    • обладают образной речью, чувством юмора, артистичность поз, мимики, жестов
    • умеют привлекать людей, любят и умеют находиться в центре внимания
  3. Мания величия
    • оптимисты, склонны переоценивать свои силы и недооценивать значимость проблем
    • быстро принимают решения, быстро действуют (здесь и теперь)
    • склонны к риску
    • проявляют повышенное стремление к удовольствиям, нетерпеливость, инфантилизм (сниженное чувство ответственности)
    • в поведении проявляется цикличность: смена фаз активности и депрессивности
  4. Аморальность (теория «разумного эгоизма»)
    • снижена значимость моральных правил и норм поведения
    • объектное отношение к людям – человек воспринимается не как равноправная личность, а как средство для достижения собственных целей
    • используют любые средства для достижения своего благополучия
    • снижена потребность в созидательном труде
  5. Асоциальность (теория сверхчеловека)
    • приписывают окружающим ту недоверчивость и враждебность, которая присуща им самим, борются за справедливость (внешнеобвиняющий тип реагирования)
    • «комплекс сверхчеловека» – проповедуют философию «разумного эгоизма»: приоритета личных интересов и борьбу за выживание
    • признают приоритет силы

Профессионально-коммуникативные навыки

  1. Социальный интеллект
    • ориентированы на общение, уровень экстравертированности средний или выше среднего, в общении раскованы и естественны
    • обладают развитой социальной интуицией, чувствуют слабости людей, мотивы их поступков
    • быстро считывают и обрабатывают невербальную информацию
  2. Навыки влияния
    • одновременно контролируют два уровня общения: эмоциональный и содержательный
    • гибкие, быстро реагируют на эмоциональные состояния собеседника, умеют мгновенно подстраиваться, устанавливать и поддерживать контакт
    • обладают богатыми коммуникативными средствами – речевыми и невербальными
    • владеют базовыми техниками манипуляций

Система перечисленных выше параметров позволяет построить «психопрофиль риска» испытуемого, то есть индивидуальный график его психологических качеств, высокая выраженность которых в их сочетании на порядок повышает вероятность противоправных действий со стороны данного человека.

Исследования продолжаются.