Изучение характерологических и личностных черт мошенников с помощью многофакторного опросника Кеттелла показало высокий разброс результатов по всем трем выборкам: по мошенникам, по мошенникам-руководителям, по законопослушным руководителям. Значимой разницы в характерах выявлено не было, за исключением двух показателей. Мошенники проявили большую подверженность чувству вины и напряженности (фактор О, гипотемия) и более высокий уровень тревожности (фактор третьего порядка F2).
Изучение с помощью опросников волевых качеств, черт смелости, агрессивности, доминантности, общительности, самодостаточности и т.д. различий между испытуемыми из разных выборок не выявило.
Иными словами, сколько мошенников, столько и характеров. Тем не менее, закономерности есть. И эти закономерности берутся не тестами, а банальным методом наблюдения и беседы.
Закономерность следующая: все мошенники и большая часть руководителей являются мастерами общения – профессиональными коммуникаторами. По тестам они обладают средним уровнем общительности и достаточно высокой, выше среднего, гибкостью. И руководители, и мошенники склонны ВСЕГДА контролировать ситуацию общения, они чувствуют собеседника, его настроение и слабости, и при необходимости легко под него подстраиваются, с другой стороны, они способны перехватить инициативу в разговоре, умеют слушать и формулировать свои мысли. И те и другие могут быть обаятельными, а могут запугивать. Маленькая ремарка, мошенники чаще это делают одновременно, устраивая собеседникам эмоциональные качели – ударили, погладили, снова ударили…
И еще… мошенники в общении часто бывают БОЛЕЕ ОБАЯТЕЛЬНЫМИ И ПРИЯТНЫМИ, чем обычные руководители. У них более тонкие настройки на собеседника. Существует замечательная техника анализа эмоциональных подстроек, разработанная в школе трансактного анализа Эрика Берна. Суть метода: в каждом человеке живет три достаточно независимых существа – Родитель, Взрослый и Ребенок. И каждый из этих существ обладает собственным набором реакций. С помощью схемы Берна можно видеть, как опытный манипулятор активирует разные эмоциональные состояния собеседника, например, берет на слабо его Ребенка или апеллирует к чувству долга Родителя.