Мошенник в профиль (или психологический профиль мошенника)

Мошенник в профиль (или психологический профиль мошенника)


Область социальных сценариев и личностных защит

К сожалению, объем статьи не позволяет глубоко проанализировать социальные сценарии руководителей-участников исследования. Мы ограничимся краткими выводами, полученными с помощью проективного метода «Анализа сценариев преодоления кризисов». В личных рассказах руководителей и их окружения ярко проявились две противоположные сценарные тенденции. Первая тенденция – созидательная. В рассказах руководителя акцент смещен с личных интересов рассказчика на дело. Больше говорится не о собственных переживаниях и страданиях, а об опасностях, которые угрожали бизнесу, какие усилия были приложены для его спасения, какие оригинальные решения были найдены, как самоотверженно работали люди в команде. Руководитель, в данном сценарии выступает как творец, лидер, герой, ориентированный в первую очередь на спасение своего детища – дела, бизнеса, компании. Вторая тенденция – потребительская. В рассказах руководителей она проявляется в смещении акцентов с проблем и интересов компании на личные интересы, страхи, обиды, недоверие. Часто говорится о враждебности мира и окружающих людей, о непрофессионализме команды, о невозможности впредь кому-либо доверять и т.д. Важной темой в рассказах выступает необходимость тотального контроля. Проявляются признаки объектного отношения к людям. Полезность человека определяется степенью личной преданности и готовностью терпеть подзатыльники. Часто в качестве враждебной силы выступают клиенты или хозяева бизнеса, которые мешают управлять. Излишне говорить, что авторы «потребительских» рассказов принадлежат к группе руководителей-мошенников, склонных проецировать свои асоциальные мотивы на окружающих. Отсюда такая склонность к всемогущему контролю как единственному действенному способу защиты от враждебного мира. Часто, в кабинетах таких руководителях установлены мониторы слежения за своими сотрудниками.