Согласуемся в понимании. Управленческое консультирование (более модно, консалтинг) – это консультирование руководства компании по широкому кругу управленческих и организационных вопросов: от финансовых до технических, от стратегических до частных (но, как правило, даже частные вопросы для консалтинга связаны с внедрением какими-либо изменений или кадровыми перестановками). Содержание вопросов для консультирования практически не имеет ограничений, суть, лишь бы была польза для организации.
Вопросы, на которых специализируется компания «КорпРесурс», лежат в области управления социальными системами, включая управление корпоративной культурой и управление человеческим капиталом.Другими словами, специалисты компании рассматривают организацию как единую живую систему и, в первую очередь, определяют системные сбои, которые могут проявлять себя в отдельных управленческих и организационных проблемах: высокий уровень внутренней конфликтности, сбои в коммуникации между персоналиями и различными службами, снижение уровня производительности труда, саботаж управленческих решений, текучесть кадров, замедление темпов роста в какой либо из областей (маркетинговой или производственной), явления демотивации и дистресса, сбои в управленческой системе и другие кризисные явления.
Важным направлением консультирования компании «КорпРесурс» является также внедрение инноваций. В этом случае анализируется готовность организации и отдельных служб к изменениям, рассматривается наличие и эффективность стратегических ориентиров, выявляются группы агентов внедрения инноваций и вектора потенциального саботажа, анализируется противоречия в корпоративной культуре и управленческой системе, которые представляют риски для планируемых изменений и строится программа коррекции.
Как правило, любой управленческий консалтинг (исключение может составлять только индивидуальный коучинг – сопровождение руководителя в решении конкретных задач) начинается с этапа оргдиагностики. Это может быть развёрнутая системная оргдиагностика, либо же диагностика области, выбранной клиентом. Область диагностики выбирается в процессе совместной работы руководителя (управленческой команды) с консультантом над вопросом постановки и уточнения консалтинговой задачи (первичный коучинг).
Важно, постановку и уточнение консалтинговой задачи мы называем первичным коучингом по ряду причин:
Во-первых, в процессе согласования руководитель должен чётко определить и осознать проблемную область или область для развития.
Во-вторых, осознание проблемной области включает в себя видение общих перспектив достижения цели и соответственно определяется круг необходимой информации для решения поставленной задачи.
В-третьих, на основе ожиданий, предъявляемых к информационному массиву, разрабатывается собственно диагностический проект и критерии его эффективности.
В-четвертых, в процессе согласования может выясниться, что у клиента достаточно собственных ресурсов для решения проблемы и отпадает необходимость в развернутом управленческом консалтинге. В этом случае сотрудничество с консультантом может ограничиться единственной первичной сессией или еще несколькими коучинг-сессиями.
В-пятых, в процессе согласования может выясниться, что у клиента достаточно собственных ресурсов для решения проблемы, но не хватает информации в определенной области для принятия управленческих решений. В этой ситуации консалтинг может ограничиться диагностическим исследованием и выдачей рекомендаций.
В-шестых, во время первичного коучинга чётко распределяются роли и сферы ответственности руководства организации и консультанта.
Закажите первичный коучинг, ориентированный на решение задачи, которая вас волнуют, и мы совместно определим уровень ваших ресурсов для ее решения и степень необходимости услуг консультантов. Для нас важна не сиюминутная выгода, а профессиональная репутация и доверие клиентов.
«Приходит, когда не звали, отвечает на вопрос,
который не задавали, дает ответ, который уже известен»…
Из старой притчи о консультанте
Управленческий консалтинг – это модно, но по большому счёту – бесполезно. Руководитель всегда лучше знает свою организацию и понимает ее проблемы изнутри.
Бывает и так, как описано в эпиграфе… в ситуации, когда плохо поставлена задача и не согласованы критерии оценки результата. Это касается «пастуха», т.е. руководителя. Если вам уже известна численность вашего стада – зачем принимать услуги посторонних.
А что касается консультанта… Диагноз следующий: неадекватность предложенной услуги ситуации клиента и его текущим потребностям. Возможно, если бы консультант из притчи предложил аналогичные услуги подсчета поголовья стада не самому пастуху, а надзорной за пастухом инстанции – он оказался бы более успешен. Тем более что чисто технически заявленную задачу он выполнил.
Руководителю важно понимать, что консультант – не телепат, на невысказанные вопросы не отвечает, незаявленные проблемы не решает. Если вы приглашаете консультантов чисто для политики и не идёте на тесное сотрудничество, что-то приукрашиваете, о чём-то умалчиваете, убеждены, что во всём правы, не желаете воспринимать острую информацию о компании и собственном стиле управления, не готовы к переменам – не стоит терять деньги и время.
Если вы пошли на сотрудничество, но замечаете, что консультант «копает не туда» - что мешает согласоваться и уточнить задачу?
Мораль 1: важное условие успешного консультирования - тщательное согласование задачи на входе.
На консультанта надейся, а сам не плошай
Управленческая поговорка
Придёт консультант и решит все проблемы.
Придёт… Но проблемы решать всё равно придётся вам.
Часто руководитель строит в отношении консультанта нереалистичные ожидания, подспудно пытаясь снять с себя ответственность и передать ее постороннему лицу.
Важно понимать, что возможности консультанта ограничены не только его личной компетентностью (это как раз преодолимо), но подлинной (не декларативной) готовностью руководства организации к изменениями и, главное, к ответственности за свои решения. Изменения – всегда риск. Изменения – всегда труд. Ответственность за изменения всегда несёт ТОЛЬКО руководитель, а не консультант. Консультант отвечает за результаты диагностики, за качество и обоснованность рекомендаций… Но его риски личные и чисто репутационные. А за последствия изменений, за принятые решения отвечает только руководитель. Не справедливо, но факт.
Поэтому, как ни парадоксально, часто консультант сталкивается с саботажем руководителя им же самим запланированных изменений. И чего уж там говорить о среднем звене. Большинство инноваций застревает именно там навсегда.
Мораль 2: консалтинг – это совместная работа консультанта и руководства компании.
У клиента нет проблемы, значит у консультанта тоже нет этой проблемы.
Этический принцип профессионального консультанта.
Придёт консультант, и мы таких дел наворочаем…
Вопрос: а надо?
Встречаются руководители-революционеры, любители инноваций. В их организации постоянно работают по две-три смены консультантов одновременно. Параллельно перестраивается оргструктура, система мотивации и финансовой отчетности, переписывается миссия, внедряется пятнадцатая по счёту версия корпоративной информационной системы, совершаются кадровые перестановки и пишется новая программа для корпоративного университета.
Важно понимать, что в задачу консультанта не входит анализ результативности подобной политики руководства без специальной просьбы. Более того, он даже не имеет профессионального права поднимать подобный вопрос. Этический принцип прост: «Если у клиента не проблем (или он не хочет видеть какой-либо проблемы) – у консультанта тоже нет проблем».
Хорошо если будет заказана системная оргдиагностика – тогда проблема всплывет в естественном режиме. А если будет более частный проект – например, построение программ для корпоративного университета… Тогда, увы, – не всплывет.
Какую задачу ставит руководитель – такая задача и будет решаться в рамках консалтинга. Профессиональный консультант не имеет права отвечать на незаданные вопросы, чтобы там не говорилась в анекдотах.
Мораль 3: ответственность за успешный результат консалтинга несут оба, и руководитель и консультант.
Внешний консультант входит в организацию в двух случаях:
Внешний консультант – агент развития. Его основное назначение – подготовить организацию к изменениям в наиболее щадящем для нее режиме.
В первую очередь, консультант вместе с руководством организации взвешивает необходимость коррекции проблемных областей, а также целесообразность предстоящих изменений и прогнозирует степень риска. Он может сопровождать организационные изменения полностью, может принимать участие только в их подготовке или контролировать определенные этапы коррекции или реформирования. Это зависит от договора внешнего консультанта с компанией-заказчиком.
Главное и необходимое условие успешности работы внешнего консультанта – это партнерский союз с лидером организации, подразумевающий максимальную открытость, честность и доверие с обеих сторон.
Существуют также три дополнительных условия успешности работы внешнего консультанта – три степени свободы:
Свобода административная. Консультант находится на внешней границе организации, он не входит ни в одну из внутренних структур и не подчиняется административным решениям. Руководство может контролировать работу консультанта только по результату и срокам согласно договору. Оно не может вмешиваться в процесс работы и влиять на выводы.
Свобода политическая. Внешний консультант не включён во внутренние политические процессы и интриги организации. Его задача изучить расклад сил, политические интересы противостоящих партий и персоналий как важную часть корпоративной культуры организации, сохраняя собственную отстраненность и непредвзятость.
Свобода финансовая. Оплата консультанта регулируется договором, включающим требования к результатам процесса консультирования. Но диагностические выводы и рекомендации не зависят от стоимости проекта. Кроме того, на оплату работы консультанта не влияют управленческие решения, которые будут приняты по результатам его отчёта.
Внешний консультант доложен хорошо выполнять три функции:
Экспертно-диагностическая
Постановка грамотного диагноза;
анализ состояния организации в целом (как системы);
диагностика отдельной части организации (филиала, подразделения);
диагностика отдельной сферы функционирования организации (управленческой, мотивационной, коммуникационной, кадровой и т.д.) по выбору клиента.
Собственно консультационная
Разработка рекомендаций для коррекции ситуации или достижения поставленных руководством целей.
Обучающая
При необходимости консультант обязан вооружить руководство компании необходимыми для решения поставленных задач знаниями и технологиями.
Иногда отдельно рассматриваю функцию сопровождения изменений. Но и в этом случае консультант продолжает выполнять перечисленные три функции в отношении процесса реформирования.
Более детально роль внешнего консультанта рассмотрена в статье Е.Эрнандес «Доктор для фирмы».
Ноу-хау компании «КорпРесурс»: В начале 90-х годов наши специалисты разработали научный подход к организации как к живой системе и роли внешнего консультанта как фасилитатора рефлексивной функции руководства. Удачной метафорой, иллюстрирующей данный подход, является «зеркало». Консультант строит для руководства компании некое «зеркальное пространство», в котором происходит процесс отражения и переосмысления базовых параметров жизни организации, включая стереотипы самих руководителей. Но для того, чтобы построить такое пространство, консультант сам должен быть вооружен эффективной системной моделью, описывающей динамику и законы функционирования организаций.
Любой консалтинговый проект, реализуемый специалистами компании «КорпРесурс» опирается на научный рефлексивно-динамический подход к организации как к живой открытой сложной социальной системе.
Базовые постулаты данной парадигмы были разработаны в начале 2000-х годов в Центре Европейского организационного консультирования под руководством доктора психологических наук, профессора Игоря Никитовича Семёнова.
Как любая социальная живая система, организация имеет определенную структуру внешних и внутренних связей, выраженные проницаемые границы, которые обеспечивают ее целостность и относительную автономность. И, главное, функционирование и развитие организации обеспечивается балансом разнонаправленных динамических сил: политических и экономических интересов отдельных персоналий и групп, системой коллективных ценностей, стереотипов восприятия и поведения людей, которые, по сути, составляют и «тело» и «душу» организации. Лучшее понятие, которое позволяет анализировать и описывать внутриорганизационные социальные процессы научным языком – понятие корпоративной культуры.
Для упрощения понимания проведем аналогию: основные механизмы управления поведением человека как живой системы заложены в его психике. Равно: основные механизмы управления функционированием организации как живой системы заложены в ее корпоративной культуре. Корпоративную культуру можно рассматривать как «психику организации» – это одновременно инструмент рефлексии организацией самой себя и средство отражения и построения отношений с внешней средой.
Если руководство компании умеет управлять ее корпоративной культурой, это значит, что оно обладает влиянием как на поведение отдельных людей, так и на функционирование и развитие всей системы в целом.
NB: Диагностические инструменты и методы компании «КорпРесурс» защищены авторским правом.
На выходе руководитель получает полную объективную картину внутренних процессов в организации как социальной системе в целом или в сферах, заранее определенных планом исследования.
По запросу руководства на основе диагностики строится программа коррекции и развития, которая может реализовываться:
Пишите нам, и мы ответим на ваши вопросы.