Управление динамикой группы с помощью инструментов психоорганического анализа

Управление динамикой группы с помощью инструментов психоорганического анализа




Диагностика и управление динамикой группы с помощью психоорганического круга

I. «Точка потребности». Рождение тренинговой группы.

Когда тренер входит в аудиторию – он видит людей, определенным образом расположенных в пространстве. Но это еще не группа, вернее это группа в своем первозданном унарном состояния… в лучшем случае. В худшем случае – эта группа, но не та, которая способна освоить поставленные задачи.

В первом случае тренер должен помочь группе родиться. Во втором случае – переродиться.

1 ситуация – «рождение».
Унарное состояние группы всегда сопровождается сильными ощущениями, позитивными или негативными. Именно их начинает переживать тренер, войдя в комнату для занятий: нерациональная тревога, напряжение, сосание под ложечкой, сердцебиение, растерянность… и желание срочно начать что-то делать, почувствовать себя здесь своим (поглощение). Большая часть – его ощущений имеют природу «переноса». В аудитории воспроизводятся первичные страхи, возрождающиеся в ситуации неопределенности.

Унарное состояние группы – это состояние выхода из хаоса, когда из ничего рождается нечто. У группы нет структуры – люди сидят «надувшись» по отдельности или маленькими независимыми кучками по знакомству. Нет вектора движения – цели. Каждый из присутствующих имеет какие-то индивидуальные потребности, но общая потребность группы пока не осознается. Оболочка группы размыта – группа без проблем и с некоторым интересом впитывает в себя новых членов. Сама группа представляет собой некое безличное аморфное существо с размытым ощущением того, что оно все-таки существует. Еще нет чувства идентичности («Мы»), но появилось экзистенциальное ощущение существования здесь и теперь. Внутренних границ группы также пока не существует, поэтому элементы (отдельные люди и группки знакомых) легко меняют положение в пространстве.


II. «Точка накопления». Построение границ.

Задача тренера-консультанта в первой и второй точках «удочерить» группу – дать ей защиту в виде оболочки и определенности (правил и норм взаимодействия), идентифицировать групповые потребности и начать их накопление – первое «кормление» группы.

Первое, что должен сделать тренер – структурировать пространство, то есть фактически построить видимую границу: сформировать из участников замкнутый круг, убрать из круга свободные стулья, равномерно распределить психо-сексуальную энергетику – перемешать мужчин и женщин и четко обозначить в пространстве собственное выделенное место (рядом с доской, флип-чартом, видеоаппаратурой и т.д.).

Работа над внутренней структурой группы может осуществляться различными способами деления группы на подгруппы (начиная с пар и троек) и организации их взаимодействия (от конкурентных до консолидирующих форм). С помощью этого инструмента тренер может регулировать структуру группы и управлять ее внутренними границами по собственному усмотрению в рамках задач тренинга. Усиление внешней оболочки и повышение проницаемости внутренних – достигается частым «коктейлированием» (перетасовкой подгрупп), организацией наиболее консолидирующих форм взаимодействия. Для построения более жесткой внутренней структуры нужны подгруппы с более длительным сроком существования, повышение конкурентности заданий и поддержка выдвигаемых подгруппами лидеров.

Второй шаг тренера – структурирование внутреннего пространства группы. Согласовываются нормы и правила взаимодействия и общее смысловое поле – члены группы обмениваются своими потребностями и ожиданиями от совместной работы. Затем тренер структурирует поле потребностей и согласовывает с группой вектор движения. Энергия группы получает направление.

2 ситуация – «перерождение».
Тренер может прийти в уже сформированную группу. В этом случае чувства консультанта будут несколько иными. Это будут чувства, сопровождающие ситуацию борьбы и противостояния. Ему придется преодолеть оболочку уже сложившейся группы, которая, естественно и неосознанно, будет защищаться от вторжения «чужака».

Работа по перерождению группы всегда сложнее, чем работа акушера, описанная выше.

Задача тренера-консультанта в этой ситуации не сформировать общую оболочку, а наоборот сделать уже сформированную оболочку группы более прозрачной и проницаемой.

Любое давление тренера на уже сформированную группу усилит ее сплоченность и сопротивление, поэтому на первом шаге консультант должен открыть собственные границы – максимальное принятие и искренность, обсуждение с группой своей роли и задач. На следующем шаге группе дается максимум пространства – это достаточно эффективный способ расширить ее границы, а значит сделать ее оболочку более открытой. Дать группе пространство – значит дать людям возможность выразить и обсудить свои потребности, смыслы и эмоции. Только выплеснув остаточную энергию по какой-то проблеме или отыграв стереотипы поведения, группа сможет стать на новый виток развития и двинуться в нужном направлении.

Опасно застревать на отреагировании. Работа по отреагированию должна всегда сопровождаться рефремингом – построением новых смыслов.


III. «Точка идентичности или игры». Отработка групповых стереотипов.

Итак, в процессе движения к третьей точке группа уже сформировала общую оболочку и аккумулировала во внутреннем пространстве общее понимание своей потребности и групповых ожиданий. Состояние группы к этому моменту достигает первичной дуальности. Формируется групповое «мы» и нарциссическая фиксация на себе. Группа уже достаточно уверена в себе и горит желанием проверить свои силы на первых тренинговых заданиях.

Внимание: ожидания тренера от группы, находящейся в третьей эгоцентрической точке развития, не должны быть высокими. Скорее это проба сил, а не решение настоящих проблем, стоящих перед группой на выходе.

Задачи тренера-консультанта в третьей точке:

  1. дать группе пространство для самостоятельного движения – ряд тестовых упражнений и задач для выявления мыслительных и поведенческих стереотипов;
  2. обеспечить безопасность самопроявлений всех членов группы, на этом этапе исключены любые негативные оценки;
  3. обозначить и удерживать дистанцию между собой и группой, обеспечивая возможность диалога и помощи.

Этот период развития группы характеризуется исчерпанием стереотипных способов и подходов к решению разных тестовых заданий. Группа должна накопить удачный и неудачный опыт для его последующего анализа, она должна выплеснуть имеющиеся стереотипы и попробовать новые модели поведения.

Роль консультанта на этом этапе найти тот уровень сложности задач, который группа еще не может решить самостоятельно, но который может стать ближайшей высотой на пути развития ее членов – зону ближайшего развития группы. В этот момент консультант имеет возможность скорректировать задачи и сценарные ходы тренинга под актуальный уровень и потенциал развития группы.

Позиция консультанта в третьей точке достаточно отстраненная – «экспертная». Консультант – отцовская фигура, которая знает истину, но не спешит ею поделиться. Он позволяет «ребенку» самому набивать шишки и только поддерживает его, подкрепляя «правильное» поведение. Эмоционально третья точка переживается тренером в форме родительских переносов: сопереживание, гордость или разочарование, вера во внутренние силы «ребенка» - группы.

На этом этапе группа продолжает оставаться в регрессии, переживая много детских эмоций: азарт, любопытство, соперничество, восторг от победы и огорчение от неудач, желание поддержки и похвалы от тренера. Тренер поддерживает активность членов группы и дает позитивную обратную связь. На этом этапе для усиления движения энергии приветствуются любые соревнования между подгруппами. Таким образом, мы можем форсировать движение группы к четвертой точке развития.


IV. «Точка силы». Работа с групповой агрессией.

Это трудный этап в работе тренера. В четвертой точке развития сила и энергия группы должна найти выход в борьбе. Наибольшую опасность на этом этапе представляют собственные негативные чувства тренера по отношению к группе: обида, раздражение, соперничество, агрессия и т.д. Нужно ли говорить, что это опять перенос.

Тренеры, которые боятся конфликтов, часто подавляют агрессию группы, пытаясь обойти или быстро проскочить острые вопросы. Применяются различные способы отвлечения внимания группы, или агрессия переводится на кого-то из ее рядовых членов – «козла отпущения», что недопустимо с этической точки зрения.

Проблема в том, что появление преграды для выплеска агрессии приводит к «рефлюксу» - откату энергии в предыдущие точки. Возникает нарушение в групповой динамике, которое не позволяет группе перейти на следующую ступень зрелости. Отношения в группе либо формализуются, либо группа остается в состоянии регрессии и некритично принимает от тренера любую новую информацию. Перенос этой информации на жизненные и профессиональные ситуации, как правило, не происходит.

Задачи тренера-консультанта в четвертой точке: провокация и управление агрессией группы, перевод ее в конструктивные формы, обеспечение безопасности членов группы.

Роль ведущего на данном этапе – роль «зеркала». Он помогает понять группе причины своего сопротивления.

Это период дискуссий: от острых и конфликтных споров по стратегическим вопросам до обычного согласования некоторых рабочих моментов. Дискуссии могут происходить между группой и консультантом. Агрессия может проявляться в любой из своих форм: от пассивного сопротивления (скука, рассеянное внимание, сомнение, засыпание) до активного нападения (обвинение, обесценивание, саботаж). Задача тренера перевести агрессию в открытые формы и отработать ее.

Тренер может организовать конкурентное взаимодействие между подгруппами, представляющими разные точки зрения. Тогда его задача выступить в роли медиатора и помочь «конкурентам» прийти к соглашению, обеспечивая безопасность взаимодействия и обучая группу соответствующим технологиям конструктивного поведения в спорах.

В любом случае тренер обеспечивает различные формы диалога здесь и теперь.

Очень важно, что на этапе согласования вырабатывается общий понятийный язык группы, единое смысловое поле, дополняются новые правила взаимодействия, уточняются ожидания и цель тренинга. Благополучно пережив этап конфронтации, группа сплачивается и выходит на первый рабочий этап своего развития – этап, на котором возможно обсуждать и решать серьезные вопросы. Группа достигает зрелости.


V. «Точка способности». Групповое творчество.

Это самая яркая и самая плодотворная точка тренинга. Это точка, где пересматриваются стереотипы поведения, обсуждаются сложные вопросы, ищутся нестандартные подходы к решению старых или новых проблем, вырабатываются и осваиваются новые технологии и т.д. Это точка творческого вдохновения группы.

Состояние группы в этот момент можно рассматривать как переходный. Она может работать как в дуальном режиме – режиме диалога, так и в тернарном – с учетом реальности.

Задачи тренера-консультанта в пятой точке: дать группе как можно больше пространства и обеспечить её технологиями для решения своих задач.

Роль ведущего на данном этапе – ведение и фасилитация процесса. Работа тренера заключается именно в невмешательстве в «творческий полет» группы. Он обеспечивает целостность внешних границ и соблюдение процедуры, позволяющей максимально проявиться каждому члену группы, но старается не вмешиваться в содержательное обсуждение. Консультант отслеживает постановку цели и критериев ее достижения, проявление активности каждого участника, процедуры взаимного понимания и согласования и т.д.

Высшее мастерство тренера проявляется в том, что группе кажется, что она абсолютно самостоятельно достигла конечных результатов.


VI. «Точка выбора». Аналитический этап работы группы.

Как правило, в шестой точке начинается анализ и отбор наработанных группой содержаний. Основным критерием работы на данном этапе является принцип реальности. От творческого подъема и ощущения всемогущества группа переходит в режим достаточно рутинной работы. Поэтому основная опасность этого периода – «эмоциональная яма». Эмоциональный спад в настроении группы может быть особенно заметен на фоне эмоционального подъема предыдущего периода.

Задачи тренера-консультанта в шестой точке: четко удерживать процедурные рамки и повышать уровень рефлексивности группы через работу над смысловым полем.

Роль консультанта – роль «закона». Он остается принимающим, но отстраненным и жестким в процедурных вопросах.

На этом этапе консультант активно опирается на работу экспертов, выделенных самой группой.


VII. «Точка выражения». Адаптация тренингового опыта к реальным профессиональным задачам.

Проблема многих тренингов – отсутствие именно этого этапа. Прохождение группой седьмой точки позволяет членам группы адаптировать новый опыт и новые навыки к своей повседневной практике.

Задачи тренера-консультанта в седьмой точке: помочь группе взять на себя ответственность за принятые решения и применение освоенных технологий.

Тренер сепарирует группу, отпуская в реальный мир. Это может происходить в форме супервизии, процедуры принятия на себя публичных обязательств или построения контрактов.


VIII. «Точка чувств». Процедура завершение группы.

Грамотное завершение работы группы позволяет групповой энергии плавно окончить свой круг (дефлюкс). Эмоциональная точка в конце тренинга работает как энергетическая выгрузка. Она снимает рабочее напряжение группы, расслабляет людей, обеспечивая полноценную паузу перед следующим витком жизни.

Задачи тренера-консультанта в восьмой точке:

  1. с одной стороны, помочь группе пережить эмоциональное завершающее слияние в чувстве «Мы» - движение к унарному состоянию.
  2. с другой стороны, помочь каждому члену группы адекватно выразить свои личные чувства, обеспечивая, таким образом, начало сепарации от группы каждого его члена.

IX. «Точка оргономии». Смерть группы и возрождение индивидуальности.

Групповая энергия завершает свой круг. У этой группы больше нет потребности и цели. Потребность удовлетворена. Цель достигнута. Группа испытывает состояние полного покоя, вечности и… небытия. У нее нет больше энергии удерживать свою оболочку, и члены группы рассыпаются. Для консультанта наступает время ответов на частные вопросы: личные и профессиональные.

Задачи тренера-консультанта в девятой точке: убить группу и возродить человека, который прошел свой индивидуальный путь развития вместе с группой и с Вами.